Согласно преданиям инков, до сих пор передающихся из поколения в поколение, в первой половине XV века один из правителей империи инков решил в корне преобразовать весь мир Анд, создав несколько величайших архитектурных памятников, которых не знал мир.
В то время государство инков было одним из нескольких подобных образований в Андах и на побережье, и занимало небольшую территорию в долине реки Уатанай (Huatanay) в районе современного Куско. В те времена правителем инков был человек в пожилом возрасте, звали его Виракоча. Ведя ожесточенную войну с воинственным народом Чанка, в одном из сражений Виракоча бежал с поля боя и укрылся в крепости Калка, бросив свою армию на произвол судьбы. Его сын Куси Юпанки (Cusi Yupanqui) принял командование над войском инков, сумел привлечь новых союзников из числа соседних общин, перевооружить и организовать павших духом солдат, и в нескольких боях полностью уничтожил войско Чанка. После этого Куси Юпанки отстранил от власти своего отца и стал правителем инков под именем Пачакути Юпанки (Pachacuti Yupanqui), что на языку кечуа означает "изменивший мир". Как оказалось в дальнейшем, имя было выбрано пророчески – во время своего правления (1438-1471 гг.) Пачакути радикально изменил судьбу государства инков.
Став правителем, Пачакути приложили все свои усилия, чтобы переделать мир Анд в соответствии со своим видением. Он начал со столичного Куско, сделав его настоящим Императорским городом: была проведена масштабная реконструкция, включавшая снос старых зданий и постройку новых, были созданы общественные здания и множество дворцов. Строительство велось из монолитных каменных блоков, которые обрабатывались новым для того времени способом, и получило название "имперский стиль". Высокий уровень полировки и тщательная подгонка камней в кладке позволила сохраниться монументальным сооружениям до наших дней.
Не удовлетворившись победой над Чанка, Пачакути вскоре отправился с армией в поход для завоевания долин рек Вильканота (Vilcanota) и Вилькабамба (Vilcabamba). В честь этих побед Пачакути распорядился построить несколько императорских зданий: в местечке Писак (Pisac), в Ольянтайтамбо (Ollantaytambo) и в месте, которое позже получило название Мачу-Пикчу (Machu Picchu). Эти три необычных сооружения предназначались только для правителя инков и небольшого числа руководителей страны высшего ранга. Архитектурные формы этих зданий были скопированы инками у своих предшественников.
Политика Пачакути преследовала множество целей, одной из главных было укрепление власти инков как касты. По его решению, каждый новый инка формировал свою собственную родословную и становился основателем и патриархом новой семейной ветви. Таким образом, семейная ветвь Пачакути обеспечивалась урожаем и скотом с личных земель правителя, которые после его смерти должна была перейти во владение к его потомкам. Еще одним стремлением Пачакути было желание оставить о себе память в виде небывалых по грандиозности сооружений. Они должны были напоминать потомкам о великих завоеваниях нынешнего правителя, о его смелости и энергии. Наконец, здания использовались членами семьи правителя и крайне небольшим кругом знати как места отдыха и для общения с богами, живущими в горах.
В память завоевания долины реки Вилькабамба, Пачакути приказал построить для себя третье сооружение на крутом гребне горы, возвышающейся над рекой Урубамба. Сами инки называли это место Picchu – «холм». Как и следовало при строительстве собственности правителя, строителями использовались самые лучшие материалы и передовые инженерные знания той эпохи.
Планирование комплекса зданий было осуществлено задолго до того, как был вырезан и отполирован первый камень. Во-первых, место должно было выглядеть по-настоящему священным и зрелищным. Выбранное для Пачакути место на вершине горы обладало этими качествами, отсюда открывался прекрасный вид на близлежащие окрестности. Также был нужен доступ к источнику чистой воды, необходимой для питья, купания и использования в ритуальных целях, который был найден несколько выше будущего города. Инженерами был сооружен канал, по которому вода из источника поступала в город и распределялась между шестнадцатью ритуальными фонтанами.
Некоторые участки горной вершины были тщательно выровнены, рабочие создали в земле основу из гравия и камней для массивных каменных построек. Массивная гранитная архитектура и проливные дожди, характерные для данного региона, потребовали от инженеров создания прочных конструкций, способных выдержать невероятный вес и устоять под натиском водных потоков. Археологи, исследовавшие Мачу-Пикчу, выяснили, что около 60% конструкций города находится под землей. Таким образом, строительство города началось только после полной и масштабной подготовки. Армия рабочих, используя различные каменные и бронзовые инструменты, стала добывать строительный материал из близлежащего карьера. После того, как первые каменные блоки были вырезаны, началось строительство зданий, храмов и дворцов Мачу-Пикчу.
Здесь, в этом удаленном месте, под руководством группы архитекторов и инженеров работали рабочие и специалисты, собранные со всей страны. Чтобы обеспечить Мачу-Пикчу последними технологиями того времени, в работе над строительством обсерваторий участвовали астрономы. Они помогли архитекторам придать зданиям форму, которая позволяла точно определять летнее и зимнее солнцестояния, другие астрономические события. Дома в Мачу-Пикчу строились в том же имперском стиле, что и в Куско, их отдельные каменные блоки достигают в весе 14 тонн. Одновременно с возведением зданий, прокладывались мощенные камнем дороги, соединившие Мачу-Пикчу со столицей государства Куско, дворцами в Ольянтайтамбо и Писак, а позже и с вновь построенными Виткос и Вилькабамбой. Еще одна большая группа рабочих трудилась над созданием на близлежащих горных склонах огромных террас, призванных снабжать продовольствием жителей города. Вскоре труд и технологии инков превратили непроходимую горную сельву в поражающие воображение поля, где площадь посевов священной кукурузы занимала 6 гектаров.
Наконец между 1450-м и 1460-м гг., когда строительство Мачу-Пикчу было завершено, сюда в сопровождении свиты и большого количества слуг, прибыл на носилках первый правитель созданной империи инков Пачакути. До приезда правителя в Мачу-Пикчу в город прибыли повара и слуги, выполнившие необходимые приготовления. Пачакути ждала чистейшая вода, которая по каменному акведуку поступала прямиком в его покои. Здесь же имелся единственный во всех зданиях сложенный из камня бассейн с проточной водой, где правитель мог отдыхать и принимать ванны.
В то время Мачу-Пикчу был полон жизни. Пока Пачакути отдыхал в своих покоях, на улицах и площадях города раздавались голоса приглашенных им гостей, которые смешивались со звуками работающих мастеров, изготавливавших украшения и ювелирные изделия из золота и серебра. Также, как и покои правителя, спальни его гостей были убраны драгоценными украшениями и радужными перьями экзотических птиц. Отсюда правитель обращался с приказами и посланиями к чиновникам своей большой страны, благодаря хорошим дорогам послания в короткий срок доставлялись адресатам гонцами. Вне зависимости от места своего пребывания, императорский двор находился всегда с ним. Поэтому, когда Пачакути посещал Мачу-Пикчу, этот изолированный и удаленный город становился главным центром всего государства инков.
В те времена о существовании Мачу-Пикчу знало лишь небольшое число людей – помимо высшей знати и семьи Пачакути, это были рабочие, трудившиеся на строительстве и обслуживании города. Для остальных жителей империи инков Мачу-Пикчу был неизвестен, а знаменитые мощеные дороги инков были открыты только для тех, кто следовал по государственным делам. Другими словами, Мачу-Пикчу был роскошным местом для уединения, построенным для человека, практически в одиночку превратившим небольшое владение в крупнейшую империю Америки.
Цитадель Мачу-Пикчу – третья после Писак и Ольянтайтамбо и, пожалуй, наиболее значимая драгоценность в короне архитектурных памятников, созданных для Пачакути. Это место, где тепло и влажно, было любимо Пачакути, - оно словно специально было создано для отдыха от холодной осени Куско. Даже после его смерти, когда тело правителя инков было забальзамировано и мумифицировано, слуги отнесли своего божественного императора в Мачу-Пикчу, чтобы Пачакути смог в последний раз увидеть плоды своего правления, которым суждено было суждено пережить века.